Басма или ручное тиснение по золотой и серебряной фольге — это одна из самых распространенных техник ювелирного искусства Средневековья, широко используемая для выполнения окладов икон и предметов церковной утвари. Басма является одной из древнейших техник металлообработки.
Примерно с XIV века появляется самый простой тип оклада – басма, или басменный оклад. Простым он считался потому, что выполнялся по заранее подготовленной рельефной матрице, на которую накладывался тонкий лист металла и путем прокатывания, набивания наносился рисунок и орнамент. Басменный оклад использовался при создании одинаковых икон и предназначался для недорогих Образов, доступных широким слоям населения России.
Басма - один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц — басманных досок. По сравнению с чеканкой, изготовление рельефных рисунков с применением техники басмы существенно экономит время и повышает производительность труда.
Басмой также называют тонкие металлические или кожаные листы с выбитым по деревянной матрице узором.
Басманное дело (от басма) — тонкое, легковесное, листовое серебро, на котором теснили разные узоры (травы). На иконах басменными делались только оклады, то есть каймы образа. По легкости и дешевизне басманное дело было очень распространено.