Гравбиз Гравировальные Фрезерные станки с ЧПУ MAGIC Услуги Фрезерного центра для ювелиров

Гравбиз Гравировальные Фрезерные станки с ЧПУ

 

Линиатура растра (частота растра) — характеристика структуры растра -  количество линий на единицу длины.

Типажный ряд линиатуры растра: 20, 24, 30, 34, 36, 40, 44, 48, 54, 60, 70, 80, 100, 120, 150, 160 линий на см.

По мере развития электронного растрирования количество линий в 1 см может быть и дробным, напр., 39,5; 59,5. В компьютерном (электронном) растрировании чаще используются единицы измерения линиатуры растра в линиях на дюйм или в миллиметрах, напр., 150 линий на дюйм или 5,9 мм — 1.

В полиграфии линиатуру растра можно рассматривать, как частоту ортогональной решетки, в которой располагаются печатные или пробельные элементы полиграфического растрового изображения, т. е. плотность точек в полиграфическом (полутоновом) растре, выражаемая обычно в линиях на сантиметр или на дюйм (lpi). Коэффициент для перевода линий на дюйм в линии на сантиметр — 2,54.

Например, 200 lpi = 79 линий/см, 300 Lpi = 118 линий/см

 

Линиатура растра (частота растра) — характеристика структуры растра -  количество линий на единицу длины.

 

Линиатура есть только у растров, имеющих периодическую, повторяющуюся структуру. Стохастические или частотно-модулированные раст-ры периода линиатуры не имеют и описываются минимальным размером растровой точки.

Линиатура является основным, самым главным параметром растрирования, а ее выбор — основным вопросом растрирования.

Применение европейской метрической системы для определения размеров полос издания, объектов и прочего и американской дюймовой в программах и устройствах растрирования часто приводит к ошибкам в процессе пересчета и, как следствие, появлению артефактов на отрастрированных изображениях. Но война стандартов не является темой данной статьи.

 

Среднестатистический человеческий глаз не различает периодическую структуру, состоящую из черных штрихов и пробелов одинаковой ширины, если угол поля зрения между центрами двух штрихов не превышает 1,5 минуты. С учетом того, что нормальное расстояние просмотра и чтения полиграфической продукции равно приблизительно 40 см, расстояние между минимально различимыми штрихами T составит 0,175 мм, а линиатура — 60 см-1, или 150 lpi (табл. 1). Ничего не напоминает?

 

Таблица 1

Расстояние
просмотра, см

Ширина минимально
различимой линии, мм

Соответствующая линиатура, см-1/lpi

10

0,022

230/580

20

0,044

115/291

30

0,065

76/194

40

0,087

57/146

50

0,109

46/116

100

0,22

23/58

250

0,55

9/23

500

1,09

5/12

 

Линиатура, определенная по формуле T=2D*tangΩ, называется минимально различимой, то есть растровая решетка, имеющая частоту, соответствующую минимально различимой линиатуре, не будет различима среднестатистическим человеческим глазом. Как видно из табл. 1, частота прямо пропорциональна расстоянию просмотра. Однако на различимость элементов изображения влияет не только расстояние просмотра, но и контрастность (амплитуда сигнала) растровых элементов

 

В физиологическом выборе минимально различимая линиатура прямо пропорциональна расстоянию от глаза до рассматриваемого растрированного изображения — расстоянию просмотра. Расстояние просмотра зависит от геометрических размеров изображения.
Например: рассматривать почтовую марку человек будет с минимального возможного расстояния — 10-15 см. Некоторые даже делают это, вооружившись увеличительным стеклом. А плакат или афишу обозревают с расстояния не менее двух метров.

Если вы собираетесь изготовить плакат размером 5x6 метров, то применять высоколиниатурные, обычные или даже газетные растры не имеет смысла. Уверяю, это никто не оценит, кроме узкого круга эстетствующих снобов от полиграфии, а проблем с огромным объемом получаемых рабочих файлов и их обсчетом будет много. Такие плакаты будут рассматриваться с расстояния 10-15 метров. Можете сами рассчитать минимально различимую линиатуру.

Если «гоинг ту принт» изобразительный сюжет, имеющий крупные объекты, например размером 5-5 см, или рекламный журнал с большим количеством рекламных полос и крупными полосными иллюстрациями, которые, как правило, рассматривают с расстояния 30-50 см, то необходимости применять высоколиниатурные растры, естественно, нет. Достаточно линиатуры 60 см-1.

А вот если вы собираетесь отпечатать каталог ювелирных изделий и нужно передать каждую деталь, то линиатуру надо повышать до максимально технологически возможной.

Количество воспроизводимых деталей увеличивается с повышением линиатуры растра.

Разрешение человеческого глаза — способность различать мелкие детали, соответственно минимально различимая линиатура зависит не только от расстояния, но и от других условий просмотра: освещенности, расположения, цветового и светового окружения и т.д. Но самое главное — от цветового контраста, или микроконтраста. Приведем пример. Если растровая решетка, воспроизведенная черной краской с периодом 0,12 мм, хорошо различима, то раст-ровая решетка с тем же периодом, но желтого цвета практически не воспринимается как дискретный объект. Вывод: желтую сепарацию можно выводить с меньшей линиатурой без изменения качества детализации изображений.