Справочник: Произведение искусства, Произведение декоративно-прикладного искусства
В 1917 году на выставку Общества Независимых Художников (в Нью-Йорке) пришла посылка. В ней был прислан экспонат для выставки: обыкновенный (промышленного производства) писсуар с подписью-псевдонимом Р.Мутт.
Послал эту провакационную посылку Марсель Дюшан (1887-1968).
Он был художник - недоучка. Как пишут, "один год пытался учиться в частной художественной академии…" Неглупый человек (профессиональный шахматист, имел звание гроссмейстера ), М.Дюшан был приверженцем дадаизма.
Несмотря на правила, по которым у художников, заплативших гонорар, все работы должны были быть приняты, произведение Дюшана было отклонено комитетом. «Фонтан» был продемонстрирован и сфотографирован в студии Альфреда Стиглица.
В декабре 2004 года в результате опроса среди британских профессионалов по искусству, работа Дюшана «Фонтан» была признана самым великим произведением XX века, набрав 64% голосов и опередив тем самым картину Пикассо «Авиньонские девицы». Представители журнала The Independent отметили в 2008 году, что Дюшан таким образом изобрёл концептуальное искусство и «навсегда разорвал традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу».
В ноябре 1999 года на аукционе Сотбис одна из восьми копий «Фонтана» 1964 года была продана за 1,7 миллиона долларов.
«Фонтан»: одна из восьми копий 1964 года, созданная Артуром Шварцем на основе фотографии оригинала.
{jcomments on}